Составляющие образования: дополнительное образование. Характеристики инновационного опыта: организационные формы. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования: обучение. Характеристики инновационного опыта: содержание образования. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Составляющие образования: воспитание. Характеристики инновационного опыта: методы. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.
Приоритетного национального проекта «Образования» |
||||
I. Общие сведения |
||||
Ф.И.О. автора опыта |
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
|
Сысойкина Любовь Ивановна | МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71 а | директор школы | 20 лет |
|
Чернецова Татьяна Павловна | МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеев ский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а | заместитель директора по УВР | 20 лет |
|
Скотникова Елена Викторовна | МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеев ский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71 а | заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литера туры | 20 лет |
|
II . Сущностные характеристики опыта |
||||
Тема инновационного педагогического опыта | Проектирование «Школы этно-экологического центра района» | |||
Источник изменений (противоре чия, новые средства обучения, новые условия образовательной дея тельности и др.) | Основная идея инновационных изменений определяется противоречием, сложившемся в социально- педагогическом пространстве Дивеевского района и типичным для культуры и социума современного села: необходимость интеграции традиционно-культурного знания в современный социо-культурный контекст села при неразработанности технологий интеграции и педагогической актуализации традици онно-культурного знания. Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и видах школьного образования; модели сетевой кооперации субъектов педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной сис темы района. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой педа гогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. |
|||
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образователь ных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспита тельного процесса и др.) | Сущность ИПО заключается в разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогиче ской актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как педагогическая деятель ность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географической конкретности изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педаго гической деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической интеграции (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории. | |||
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоем кость, риски) | Концепция изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в пространство сетевого проектного сотрудничества муниципального района (концептуальный принцип развития районной этно-экологической сети), осуществляемой в русле этно-экологического и проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического разнообразия и пр. Применение этно-экологического подхода определено тем, что данный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традицион ного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и технологий разных сёл и деревень. Ограничения ИПО связаны с необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно-экологического) сопров ождения внедрения данной модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в контексте этно-экологического подхода (Нижегородская школа).Трудоемкость ИПО заключается в создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно- экологической сети. Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели. |
|||
Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно-психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и возможность проектирова ния норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при разработке программ гуманитарного и естественно-научного цикла в рамках национально-регионального компонента БУП, организационно-управленческие, определяемые внедрением модели сетевой кооперации субъектов этно-экологического проектирования и органи зационно-методические, означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках освоения разработок Нижегородской этно-экологической школы и концептуальных положений психологии экологического сознания. Исследования локальных традиционных культур, формирование районной этно-экологической сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено на районном уровне «Положение о Суворовском этно-экологическом центре». |
|||
Результат изменений | 1) Создание развивающей среды будущих сельских педагогов-инноваторов, утверждающейся на позитивном традиционно-культурном знании населения Дивеевского района. |
|||
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | 1) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В. Школа - этно-экологический центр района // Ни жегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к образовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева -Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, - С. 167-176. 2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. - С. 172-173. 3) Видяева Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // XXII Всероссийская открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. - С.206-207. 4) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В.Инновационный образовательный проект «Школа этно-экологический центр района» // Ни жегородская инновационная школа. /научный консультант Г.А. Игнатьева/научный руководитель Доронин Д.Ю., Н-Новгород: ЮВ Центр Ксерокопия, 2007. – 58 с. |
|||
III. Экспертное заключение |
||||
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений | Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации сельской школы. | |||
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес | Доронин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО. 601122 г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д.203. 8-831-657-17-85, demetra2@mail.ru |