Эмблема
Инновационная деятельность

Главная | История школы | Союз Экос | Выпускники | Школьный экспоцентр

Составляющие образования: дополнительное образование. Характеристики инновационного опыта: организационные формы. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: обучение. Характеристики инновационного опыта: содержание образования. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

Составляющие образования: воспитание. Характеристики инновационного опыта: методы. Информационное представление опыта: этно-экологический центр района, этно-экологическое проектирова¬ние, педагогическая актуализация традиционно-культурного знания, районная этно-экологическая сеть.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
Приоритетного национального проекта «Образования»
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта
Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала
Стаж работы в должности
Сысойкина Любовь Ивановна МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеевский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71 а директор школы
20 лет
Чернецова Татьяна Павловна МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеев ский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71а заместитель директора по УВР
20 лет
Скотникова Елена Викторовна МОУ Суворовская СОШ: 607325 Нижегородская обл., Дивеев ский район, с. Суворово, улица Парковая, дом 71 а заместитель директора по воспитательной работе, учитель русского языка и литера­ туры
20 лет
II . Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогиче­ского опыта Проектирование «Школы этно-экологического центра района»
Источник изменений (противоре­ чия, новые средства обучения, но­вые условия образовательной дея­ тельности и др.)

Основная идея инновационных изменений определяется противоречием, сложившемся в социально- педагогическом пространстве Дивеевского района и типичным для культуры и социума современного села: необходимость интеграции традиционно-культурного знания в современный социо-культурный контекст села при неразработанности технологий интеграции и педагогической актуализации традици­ онно-культурного знания. Новыми условиями образовательной деятельности являются внедрение этно-экологического проектирования на всех ступенях и видах школьного образования; модели сетевой коо­перации субъектов педагогической актуализации традиционных культур в рамках муниципальной сис­ темы района.

Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта осуществляется также в контексте проектного эксперимента, проводимого МОУ Суворовской СОШ совместно с кафедрой педа­ гогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образователь­ ных, коммуникационно-информа­ционных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспита­ тельного процесса и др.) Сущность ИПО заключается в разработке условий и функционально-деятельной структуры педагогиче­ ской актуализации традиционно-культурного знания, которая понимается как педагогическая деятель­ ность в форме проектно-исследовательского комплекса направленная на грамотное изучение и препода­вание всякого фольклора и различных этнографических объектов с обязательным условием географиче­ской конкретности изучаемой локальной традиционной культуры. Позитивный эффект данной педаго­ гической деятельности воплощается в раскрытии инновационного потенциала и систематической инте­грации (через повторное открытие и осознание) традиционно-культурных представлений и технологий в социально-природный контекст и проблемное поле конкретной территории.
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоем­ кость, риски)

Концепция изменений предполагает диссеминацию инновационной модели школьной этно-экологической сети проектных коллективов в пространство сетевого проектного сотрудничества муни­ципального района (концептуальный принцип развития районной этно-экологической сети), осуществляемой в русле этно-экологического и проектного подходов на основании комплекса концептуальных идей: экологичности традиционных культур, сопряженности природного и традиционно-культурного ландшафта, современности традиционных культур и актуальности фольклора, параллели культурного и экологического разнообразия и пр. Применение этно-экологического подхода определено тем, что дан­ный подход позволяет выявлять и анализировать деятельностный, технологический аспект традицион­ ного знания, брать это знание не в статике простого информационного перечня, а в функциональной динамике, картографируя и сопоставляя специфику традиционно-культурных представлений и техноло­гий разных сёл и деревень.

Ограничения ИПО связаны с необходимостью научно-сервисного (психолого-педагогического и этно­-экологического) сопров ождения внедрения данной модели; специального обучения проектных команд-участников сетевого взаимодействия, педагогическая актуализация традиционных культур строго в контексте этно-экологического подхода (Нижегородская школа).

Трудоемкость ИПО заключается в создании, поддержании устойчивости и динамичном развитии этно- экологической сети.

Риски ИПО объясняются экспериментальным статусом направления инновационного развития школы, что определяет зону «нормативно-правового риска» при тиражировании данной модели.

Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Условия реализации изменений: социально экономические, обеспечивающие наличие инфраструктуры интеграции данного ИПО в муниципальное и региональное социокультурное пространство; возрастно-психологические, определяющие характер социальной ситуации развития и возможность проектирова­ ния норм развития; содержательно-деятельностные, выражающиеся в синтезе традиционно-культурного и научно-академического знания при разработке программ гуманитарного и естественно-научного цик­ла в рамках национально-регионального компонента БУП, организационно-управленческие, определяе­мые внедрением модели сетевой кооперации субъектов этно-экологического проектирования и органи­ зационно-методические, означающие наличие программы научно-сервисного сопровождения в рамках освоения разработок Нижегородской этно-экологической школы и концептуальных положений психо­логии экологического сознания.

Исследования локальных традиционных культур, формирование районной этно-экологической сети на базе МОУ Суворовской СОШ начато в 1995 году, в 2006 году утверждено на районном уровне «Поло­жение о Суворовском этно-экологическом центре».
Результат изменений

1) Создание развивающей среды будущих сельских педагогов-инноваторов, утверждающейся на позитивном традиционно-культурном знании населения Дивеевского района.
2) Формирование проектной этно-экологической сети партнёрских взаимодействий образовательных и
др. учреждений в пространстве Дивеевского района.
3) Формирование нового имиджа школы и усиление ее конкурентоспособности среди сельских обще образовательных учреждений Нижегородской области.
4) Создание, выпуск и распространение мультимедийной и визуальной продукции (фильмы, ролики),
презентирующей новый педагогический и природо-культурный образ Дивеевского района.
5) Формирование методологической, информационной основы для этно-экологического кадастра Дивеевского района.
6) Оформление и представление инновационного проектного опыта Суворовской школы в качестве
модельного для создания этно-экологических центров в других районах Нижегородской области и
регионах России.
7) Информационная (визуальная, мультимедийная) поддержка образовательной, учебно-
исследовательской и проектной деятельности.
8) Повышение квалификации и уровня научно-методического обеспечения профессиональной деятельности педагогов Суворовской школы и Дивеевского района в области этно-экологических и этнокультурных технологий.
9) Повышение доступности качественного образования.
10) Учет и реализация интересов основных субъектов образовательного процесса. Широкое вовлечение учащихся в проектную учебно-исследовательскую деятельность через освоение новых технологий.
11) Возможность удовлетворения образовательных запросов учащихся, имеющих особые образователь­ ные потребности.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

1) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В. Школа - этно-экологический центр района // Ни­ жегородская инновационная школа. Типология инновационных школ: от концептуальной идеи к обра­зовательному проекту: сб. статей и научно-методических материалов / науч. редактор Г.А. Игнатьева -Н.Новгород: ООО «Типография «Поволжье», 2007, - С. 167-176.

2) Кирюхина Л.И., Видяева Н.В. Традиции почитания леса и воды в этно-экологической культуре села Суворово Дивеевского района Нижегородской области // Сборник тезисов докладов участников XXI Всероссийской открытой конференции обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА» - М.-Непецино, 2006. - С. 172-173.

3) Видяева Н.В. Лядова Е.Ю. Микротопонимы в говоре села Суворово Дивеевского района Нижегород­ской области // XXII Всероссийская открытая конференция обучающихся «Национальное достояние России»: сборник тезисов докладов - М.-Непецино: изд-во Н.Ф. Бочкарёвой, 2007. - С.206-207.

4) Сысойкина Л.И., Чернецова Т.П., Скотникова Е.В.Инновационный образовательный проект «Школа этно-экологический центр района» // Ни­ жегородская инновационная школа. /научный консультант Г.А. Игнатьева/научный руководитель Доронин Д.Ю., Н-Новгород: ЮВ Центр Ксерокопия, 2007. – 58 с.

III. Экспертное заключение
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений Данный ИПО отличается логичностью построения и структурно-содержательной целостностью. Важность и необходимость заявленных преобразований закономерно следует из достижений предыдущего этапа развития МОУ Суворовской СОШ. Следует отметить высокий научный потенциал ИПО, определяемый опорой на разработки Нижегородской этно-экологической школы и концептуальные положения психологии экологического сознания (В.А. Ясвин). Создание школы такого инновационного профиля – первый прецедент в России. Заявленная модель возможна к тиражированию в любом регионе России в контексте концепции системной модернизации сельской школы.
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес Доронин Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель кафедры педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.
601122 г. Н.Новгород, ул. Ванеева, д.203. 8-831-657-17-85,
demetra2@mail.ru

Главная | История школы | Союз Экос | Выпускники | Школьный экспоцентр


Hosted by uCoz